Удивительно, что столь очевидная и выигрышная идея преподнести
холмсиану не «как ее записал Ватсон», а «как оно было на самом деле», не
приходила прежде в голову кинематографистам (за исключением, быть
может, Without A Clue, где никакого Шерлока Холмса нет, а преступления
раскрывает сам доктор Ватсон — но это все же другое).
Таким образом на привычную канву-матрешку «Дойл пишет о том, что Ватсон пишет о Холмсе», собственно и дававшей поводы к многочисленным каноническим экранизациям, надета новая «матрешка».
И теперь это одновременно и как-бы-Дойл, и привычно-викторианские Холмс с Ватсоном, но — больше не экранизация. Точнее — больше, чем экранизация.
Уже одно это делает «Шерлока Холмса» Андрея Кавуна обязательным к просмотру для шерлокоманов.
Одновременно считаю режиссерской ошибкой то, что столь блистательная идея становится ясной зрителю только во второй половине сериала, а до этого приходится мучиться в догадках, как все это понимать.
О выборе актеров на главные роли.
Вроде бы благодатная задумка — сделать «реального» Шерлока нервным «ботаником» с холодным взглядом убийцы.
Юный Петренко, кстати, был арестован за участие в убийстве и около года провел в следственном изоляторе «Матросская тишина». Впоследствии он стал актером, к сожалению, не первого ряда. Таким и остался.
Шерлок сыгран очень плохо, хуже только эпизодический Майкрофт, этот вообще — никак.
Лянка Грыу — типаж романтической простушки-молдаванки, Констанции Бонасье, но отнюдь не международной авантюристки-интеллектуалки Ирэн Адлер, со всей ее драматичной судьбой.
Восхитительная Ингеборга Дапкунайте, напротив, придает новому образу Марты Хадсон новые грани, тонко отыгрывая каждую секунду своего пребывания на экране.
Горбунов-Мориарти — чистая фактура, торговля лицом. По большому счету, роли у него и нет.
Еще одна ошибка создателей сериала — с первой же серии указывать в титрах, кто играет Мориарти. А могли бы оставить эту загадку зрителям на подольше. (Кстати, многие ли заметили, что в одной из первых серий Мориарти высокопарно процитировал „Yesterday”, песню the Beatles?)
Д'Артаньяну уже 63, он сделался сварливым и жестоким, но нисколько не поумнел, хотя и заслужил цилиндр старшего инспектора Скотленд-Ярда.
А вот Андрей Панин — настоящий большой актер старой школы, вечная ему память. Ему и его школе.
* * *
К сожалению, не понял логики аргументации комментаторов о якобы «провальности» идеи сериала.
1. Да, в сериале Холмс — именно конфидент европейских дворов и английского высшего света. Ему наносят визиты король некой европейской страны (серии 1-2) и королева Англии (серии 15-16). Разумеется, Холмс — джентльмен, университетски образованный ученый-биохимик, с ним учился его приятель сэр Реджинальд Месгрейв (серии 9-10), родной брат Холмса в сериале — британский министр Майкрофт (серии 15-16).
Ему не нужно работать ради денег. Нет ни единого момента, указывающего на то, что Холмс остро нуждался. Напротив, в любой момент он может сорваться во Францию или Швейцарию.
О каком «человеке из среды кэбменов и модисток», «нижнего среднего класса» может идти речь?
2. Дойл записывал истории о Холмсе в «низком» журнальном жанре литературного комикса и сам относился к этим историям пренебрежительно, в литературном смысле они в большинстве своем не дотягивали даже до Вальтера Скотта. Дойл же, автор исторических романов о Белом отряде, претендовал на «большую литературу», на драму.
Так вот, идея авторов сериала подложить под беллетризованный образ Холмса драматическую историю другого, «подлинного», «жизненного» Холмса, идея удвоить литературную игру — могла бы придать герою Дойла невиданную до сих пор убедительность, стереоскопичность, добавленную стоимость.
Другое дело, что эта идея оказалась плохо реализована. Но что-то, конечно, получилось. Образ дойловского Холмса — однозначно выиграл, авторы сериала — скорее проиграли.
В ролях: Игорь Петренко, Андрей Панин, Леонид Ярмольник, Михаил Боярский, Лянка Грыу, Ингеборга Дапкунайте, Александр Голубев, Игорь Скляр, Александр Адабашьян, Ольга Красько, Елизавета Боярская, Андрей Мерзликин, Дмитрий Лысенков, Ольга Волкова, Алексей Горбунов, Анатолий Рудаков, Валерий Бояринцев, Дарья Юргенс, Александр Безруков, Владимир Лабецкий, Тимофей Будкевич, Данила Шевченко, Рина Гришина, Артем Кавун, Дмитрий Ермакович, Владимир Марьянов, Геннадий Макоев, Екатерина Крупенина, Михаил Евланов, Андрей Матюков
Описание: Этот сериал возвращает нас на Бейкер-стрит, 221б, где проживают уже давно знакомые персонажи: гениальный сыщик Шерлок Холмс и его друг и летописец, ветеран афганской войны доктор Джон Ватсон. Только теперь у них новые лица: главные роли исполняют звезды нового актерского поколения, Игорь Петренко и Андрей Панин. История, как и прежде, начинается со знакомства: доктор Ватсон, в поисках жилья в Лондоне, снимает квартиру у добропорядочной вдовы, миссис Хадсон, на пару с весьма эксцентричным молодым человеком, чей род занятий он никак не может вычислить. Ватсон приходит к выводу, что его сосед — злоумышленник и преступник, но выясняется, что все ровно наоборот: Шерлок Холмс — гроза преступного мира, знаменитый частный сыщик, к услугам которого Скотленд-Ярд прибегает, когда чувствует свое бессилие (а происходит это регулярно). Доктор вовлекается в захватывающую жизнь своего нового друга, становится его постоянным напарником в расследованиях — и пишет рассказы об их совместных похождениях.
Содержание серий (увеличивается по клику)
Таким образом на привычную канву-матрешку «Дойл пишет о том, что Ватсон пишет о Холмсе», собственно и дававшей поводы к многочисленным каноническим экранизациям, надета новая «матрешка».
И теперь это одновременно и как-бы-Дойл, и привычно-викторианские Холмс с Ватсоном, но — больше не экранизация. Точнее — больше, чем экранизация.
Уже одно это делает «Шерлока Холмса» Андрея Кавуна обязательным к просмотру для шерлокоманов.
Одновременно считаю режиссерской ошибкой то, что столь блистательная идея становится ясной зрителю только во второй половине сериала, а до этого приходится мучиться в догадках, как все это понимать.
О выборе актеров на главные роли.
Вроде бы благодатная задумка — сделать «реального» Шерлока нервным «ботаником» с холодным взглядом убийцы.
Юный Петренко, кстати, был арестован за участие в убийстве и около года провел в следственном изоляторе «Матросская тишина». Впоследствии он стал актером, к сожалению, не первого ряда. Таким и остался.
Шерлок сыгран очень плохо, хуже только эпизодический Майкрофт, этот вообще — никак.
Лянка Грыу — типаж романтической простушки-молдаванки, Констанции Бонасье, но отнюдь не международной авантюристки-интеллектуалки Ирэн Адлер, со всей ее драматичной судьбой.
Восхитительная Ингеборга Дапкунайте, напротив, придает новому образу Марты Хадсон новые грани, тонко отыгрывая каждую секунду своего пребывания на экране.
Горбунов-Мориарти — чистая фактура, торговля лицом. По большому счету, роли у него и нет.
Еще одна ошибка создателей сериала — с первой же серии указывать в титрах, кто играет Мориарти. А могли бы оставить эту загадку зрителям на подольше. (Кстати, многие ли заметили, что в одной из первых серий Мориарти высокопарно процитировал „Yesterday”, песню the Beatles?)
Д'Артаньяну уже 63, он сделался сварливым и жестоким, но нисколько не поумнел, хотя и заслужил цилиндр старшего инспектора Скотленд-Ярда.
А вот Андрей Панин — настоящий большой актер старой школы, вечная ему память. Ему и его школе.
* * *
К сожалению, не понял логики аргументации комментаторов о якобы «провальности» идеи сериала.
1. Да, в сериале Холмс — именно конфидент европейских дворов и английского высшего света. Ему наносят визиты король некой европейской страны (серии 1-2) и королева Англии (серии 15-16). Разумеется, Холмс — джентльмен, университетски образованный ученый-биохимик, с ним учился его приятель сэр Реджинальд Месгрейв (серии 9-10), родной брат Холмса в сериале — британский министр Майкрофт (серии 15-16).
Ему не нужно работать ради денег. Нет ни единого момента, указывающего на то, что Холмс остро нуждался. Напротив, в любой момент он может сорваться во Францию или Швейцарию.
О каком «человеке из среды кэбменов и модисток», «нижнего среднего класса» может идти речь?
2. Дойл записывал истории о Холмсе в «низком» журнальном жанре литературного комикса и сам относился к этим историям пренебрежительно, в литературном смысле они в большинстве своем не дотягивали даже до Вальтера Скотта. Дойл же, автор исторических романов о Белом отряде, претендовал на «большую литературу», на драму.
Так вот, идея авторов сериала подложить под беллетризованный образ Холмса драматическую историю другого, «подлинного», «жизненного» Холмса, идея удвоить литературную игру — могла бы придать герою Дойла невиданную до сих пор убедительность, стереоскопичность, добавленную стоимость.
Другое дело, что эта идея оказалась плохо реализована. Но что-то, конечно, получилось. Образ дойловского Холмса — однозначно выиграл, авторы сериала — скорее проиграли.
В ролях: Игорь Петренко, Андрей Панин, Леонид Ярмольник, Михаил Боярский, Лянка Грыу, Ингеборга Дапкунайте, Александр Голубев, Игорь Скляр, Александр Адабашьян, Ольга Красько, Елизавета Боярская, Андрей Мерзликин, Дмитрий Лысенков, Ольга Волкова, Алексей Горбунов, Анатолий Рудаков, Валерий Бояринцев, Дарья Юргенс, Александр Безруков, Владимир Лабецкий, Тимофей Будкевич, Данила Шевченко, Рина Гришина, Артем Кавун, Дмитрий Ермакович, Владимир Марьянов, Геннадий Макоев, Екатерина Крупенина, Михаил Евланов, Андрей Матюков
Описание: Этот сериал возвращает нас на Бейкер-стрит, 221б, где проживают уже давно знакомые персонажи: гениальный сыщик Шерлок Холмс и его друг и летописец, ветеран афганской войны доктор Джон Ватсон. Только теперь у них новые лица: главные роли исполняют звезды нового актерского поколения, Игорь Петренко и Андрей Панин. История, как и прежде, начинается со знакомства: доктор Ватсон, в поисках жилья в Лондоне, снимает квартиру у добропорядочной вдовы, миссис Хадсон, на пару с весьма эксцентричным молодым человеком, чей род занятий он никак не может вычислить. Ватсон приходит к выводу, что его сосед — злоумышленник и преступник, но выясняется, что все ровно наоборот: Шерлок Холмс — гроза преступного мира, знаменитый частный сыщик, к услугам которого Скотленд-Ярд прибегает, когда чувствует свое бессилие (а происходит это регулярно). Доктор вовлекается в захватывающую жизнь своего нового друга, становится его постоянным напарником в расследованиях — и пишет рассказы об их совместных похождениях.
Содержание серий (увеличивается по клику)
Комментариев нет:
Отправить комментарий